Меню
Войдите Забыли пароль? Регистрация!

Что-то сломалось в закате...

Что-то сломалось в закате

И рассвет проклятый з-з-з-заклинило.

В красном стою х-х-халате

Я на полуночной линии.

Дальше идет неизбежность –

Час пик И-и-и-и-исуса Навина,

Душем смытая нежность

Каплет из слива на небо.

И последние звуки жизни

Расцветают на окнах си-и-и-ние.

Так на свинцовой тризне

Сгорают фоне-эмы имени.


© Copyright Петр Ковалев Александрович

Размещено 07.06.2018 16:12

Комментарии (2)

Петр Ковалев
Эксперименты в области художественной выразительности иногда приводят к необходимости материально закрепить некоторые интонационные особенности того или иного текста. В данном случае смешанный метр (4-стопный дактиль, анапест, а потом и амфибрахий, переходящий в 3-иктный дольник), выражает, по-видимому, спонтанность речи и ее зацикленность на звуковом аспекте. В основном принудительному аллитерированию подвергаются слова в середине и конце строк, что создает эффект поэтической затрудненности речи и, может быть, экстатического заикания. Примерно так читал свои стихи Андрей Вознесенский, подчеркивая грассированием и своеобразным распеванием согласных интонационно-смысловые «мосты» в тексте. Очевидно, в таком приеме прочтения заключается определенный смысл: поэты часто пытаются оставить в тексте приметы своего видения его звуковой и интонационной оболочки.
Акцентируя глагол «з-з-з-заклинило», автор надеялся, что читатель учтет аллитерацию на «з» и «с», переходящую в ассонансную структуру на «и» и «е-э». Интонационные мосты, по мнению автора, позволяют обыграть рифменные созвучия, намеренно отличающиеся неточностью именно на четных позициях в тексте. Правда, революция в области русской рифмы у Брюсова и Бальмонта начиналась с ослабления рифм на нечетных строчках. Очевидно, есть какая-то закономерность в том, что неточность созвучий тяготеет к определенным позициям в строфе. Но этого еще никто не исследовал.
Представляя собой традиционную разновидность скрытой строфики (четверостишия по модели АВ’АВ’ – сочетание женских и дактилических форм, довольно редкое в русской поэзии), стихотворение тяготеет к жанру лирической миниатюры философского свойства. Такие мини-тексты писал Е.А. Баратынский, которого можно с уверенностью назвать родителем жанра, хотя миниатюры писались и до и после него. Но целенаправленное развитие жанра миниатюры произошло именно в философской лирике Евгения Абрамовича.
Прямых ассоциаций с Баратынским в стихотворении нет, если только не считать традиционную ультраромантическую образную оппозицию: поэт-мир, закат-рассвет, жизнь-смерть, любовь…
Небольшое количество метафорических и иных эпитетов распределено по тексту равновесно, но на уровень рифмы (в актуализирующую позицию) попадает только цветовой – «синие», участвующий в развернутой метафоре из четырех компонентов, синтаксически разведенных вокруг предиката: звуки Чьи? Жизни. Звуки какие? Последние, синие.
В рифменном комплексе ощущается влияние блоковского импрессионизма, насквозь пропитанного синим, голубым и белым цветами. Заканчивается миниатюра сравнением в романтическо-лермонтовском духе: «Так…» При этом весь глагольный ряд не определяется причинно-следственным значением. Он представлен динамичными категориями, усиленными метафорическо-метонимическим контекстом: «нежность каплет», «звуки расцветают», «фонемы сгорают» и т.д.
Идейно-тематический план стихотворения, конечно же, декадентский и можно даже сказать – вызывающе жесткий. Не случайно поэтому упоминание Иисуса Навина, жестокого военачальника из колена Ефремова. «Эффект Навина» наблюдается в гиперболическом смешении заката, рассвета и полуночи. См.: «Во время одного из сражений Иисус Навин, по библейскому сказанию, остановил на небе Солнце и Луну, чтобы противник не смог отступить, воспользовавшись вечерним и ночным мраком: «Стань, солнце, над Гаваоном, и луна — над долиною Аиалонскою!» Sapienti sat!
07.06.2018 в 16:18
Петр Ковалев
Вышло смешно: комментарий в несколько раз больше, чем стих...
07.06.2018 в 16:19

Чтобы добавить комментарий войдите на сайт.

Помощь проекту

Обсуждают сейчас ЛЕНТА
08:26Степь

)))) Спасибо,Владимир! Да, что- то есть!) "... Как веруем и мы сами, Не ведая, что творим!.

08:18Кукушка (В.Цой)

Арина, достойное исполнение песни... ничем не хуже чем у других исполнителей...Молодец!..уверена в с

08:10Струны

Корнилов Валентин, Валентин, благодарю Вас!)

08:06 По улице пустой

Максимка, мощный блюз...экспрессивный... экспрессия-тоже чувство...трансформируется в блюз...и уйде

08:03Дверь.

Ольга, Всем доброго дня! В исполнении Жанны, не подарок мне, ее исполнение просто подсказка мне, как

08:01Помолчим

Дай Бог...Спасибо,Владимир!)

07:57Один

Спасибо, Владимир!))))) Компот из нервной светлости )))

07:51Дружочек

Артамонов Владимир, спасибо!

07:25Календарь

Отлично Владимир! Спасибо!

07:15Ты моя милая мама

Щербина Яна, Спасибо Яна!)