Меню
Войдите Забыли пароль? Регистрация!

Что-то сломалось в закате...

Что-то сломалось в закате

И рассвет проклятый з-з-з-заклинило.

В красном стою х-х-халате

Я на полуночной линии.

Дальше идет неизбежность –

Час пик И-и-и-и-исуса Навина,

Душем смытая нежность

Каплет из слива на небо.

И последние звуки жизни

Расцветают на окнах си-и-и-ние.

Так на свинцовой тризне

Сгорают фоне-эмы имени.


© Copyright Петр Ковалев Александрович

Размещено 07.06.2018 16:12

Комментарии (2)

Петр Ковалев
Эксперименты в области художественной выразительности иногда приводят к необходимости материально закрепить некоторые интонационные особенности того или иного текста. В данном случае смешанный метр (4-стопный дактиль, анапест, а потом и амфибрахий, переходящий в 3-иктный дольник), выражает, по-видимому, спонтанность речи и ее зацикленность на звуковом аспекте. В основном принудительному аллитерированию подвергаются слова в середине и конце строк, что создает эффект поэтической затрудненности речи и, может быть, экстатического заикания. Примерно так читал свои стихи Андрей Вознесенский, подчеркивая грассированием и своеобразным распеванием согласных интонационно-смысловые «мосты» в тексте. Очевидно, в таком приеме прочтения заключается определенный смысл: поэты часто пытаются оставить в тексте приметы своего видения его звуковой и интонационной оболочки.
Акцентируя глагол «з-з-з-заклинило», автор надеялся, что читатель учтет аллитерацию на «з» и «с», переходящую в ассонансную структуру на «и» и «е-э». Интонационные мосты, по мнению автора, позволяют обыграть рифменные созвучия, намеренно отличающиеся неточностью именно на четных позициях в тексте. Правда, революция в области русской рифмы у Брюсова и Бальмонта начиналась с ослабления рифм на нечетных строчках. Очевидно, есть какая-то закономерность в том, что неточность созвучий тяготеет к определенным позициям в строфе. Но этого еще никто не исследовал.
Представляя собой традиционную разновидность скрытой строфики (четверостишия по модели АВ’АВ’ – сочетание женских и дактилических форм, довольно редкое в русской поэзии), стихотворение тяготеет к жанру лирической миниатюры философского свойства. Такие мини-тексты писал Е.А. Баратынский, которого можно с уверенностью назвать родителем жанра, хотя миниатюры писались и до и после него. Но целенаправленное развитие жанра миниатюры произошло именно в философской лирике Евгения Абрамовича.
Прямых ассоциаций с Баратынским в стихотворении нет, если только не считать традиционную ультраромантическую образную оппозицию: поэт-мир, закат-рассвет, жизнь-смерть, любовь…
Небольшое количество метафорических и иных эпитетов распределено по тексту равновесно, но на уровень рифмы (в актуализирующую позицию) попадает только цветовой – «синие», участвующий в развернутой метафоре из четырех компонентов, синтаксически разведенных вокруг предиката: звуки Чьи? Жизни. Звуки какие? Последние, синие.
В рифменном комплексе ощущается влияние блоковского импрессионизма, насквозь пропитанного синим, голубым и белым цветами. Заканчивается миниатюра сравнением в романтическо-лермонтовском духе: «Так…» При этом весь глагольный ряд не определяется причинно-следственным значением. Он представлен динамичными категориями, усиленными метафорическо-метонимическим контекстом: «нежность каплет», «звуки расцветают», «фонемы сгорают» и т.д.
Идейно-тематический план стихотворения, конечно же, декадентский и можно даже сказать – вызывающе жесткий. Не случайно поэтому упоминание Иисуса Навина, жестокого военачальника из колена Ефремова. «Эффект Навина» наблюдается в гиперболическом смешении заката, рассвета и полуночи. См.: «Во время одного из сражений Иисус Навин, по библейскому сказанию, остановил на небе Солнце и Луну, чтобы противник не смог отступить, воспользовавшись вечерним и ночным мраком: «Стань, солнце, над Гаваоном, и луна — над долиною Аиалонскою!» Sapienti sat!
07.06.2018 в 16:18
Петр Ковалев
Вышло смешно: комментарий в несколько раз больше, чем стих...
07.06.2018 в 16:19

Чтобы добавить комментарий войдите на сайт.

Помощь проекту

Обсуждают сейчас ЛЕНТА
18:11Тоска косой. Андрей Авдеев.

Максим, спасибо огромное. Вот ты правильно всё понял и сформулировал так, как я бы не смог! )

18:09Ты просто будь

mangust, за плюсик спасибо)))

18:07Звёздное молчание

Спасибо, Михаил)

18:04Пора?

Алексей, я очень далёк от этой темы, но песня понравилась! ✫✫✫

17:58Граната

Эдмин, аккомпанемент, на мой взгляд слабее текста, но всё же песня хорошая, понравилось! ✫

17:50Поколение 70-80

Осидак Алексей, премного благодарен и очень рад что понравилось!

17:38Не вижу смысла

Аделия, родная, просто великолепно! А Олег всегда на высочайшем уровне композитора! Спасибо вам ребя

17:34Миссия к Джавдету.

Супер! Такие поздравления на весь год дают направление к счастью! С Днем Рождения Андрей!+++

17:32Звезда

отлично+++

17:32Поздравление Андрея Авдеева

Андрей!!!! Мои поздравления с Днем Рождения и здесь!!! Будь счастлив, блистай талантами и окружен др