Войдите Забыли пароль? Регистрация!

Как бороться с засильем дежурных песен?

На одном из сайтов "автор" пожаловалась, что её песню украла никто иная как сама Алла Пугачёва. Когда же я послушал ту "украденную" песню, та оказалась махрово дежурной. Я "автору" написал, что в воровстве своей песни она может обвинять не только Пугачёву, но и огромную армию авторов, которые каждый день гонят одну и ту же дежурную туфту.
 Что такое дежурная песня на мой взгляд? Какой-нибудь умник выучил три блатных аккорда, и считает, что этого ему вполне достаточно, чтобы стать автором своих песен. Если же этот горе-автор выучит ещё три аккорда в параллельном мажоре, то вообще считает себя уже великим композитором и бардом. Эти, с позволения сказать, "барды" мучительно пытаются найти оригинальную комбинацию из этих шести аккордов, чтобы их песня выглядела оригинальной. А если вставляют ещё парочку переходных аккордов между мажором и минором, то считают это великим достижением в своём творчестве.
 Песни, основанные на таких вот примитивных комбинациях из шести аккордов/тоника-субдоминанта-доминанта в мажоре и миноре/ я и называю дежурными. Дежурные песни сразу же слышны "невооружённым ухом". По звучанию они все однообразны и похожи друг на друга. Эти песни заполонили бардовские сайты и даже концерты. И даже многими "ценителями" рассматриваются как классические бардовские песни.
 Но я скажу даже больше: подобные дежурные песни могут сочинять и компьютеры, а точнее соответствующие программы. И зачем тогда нужно творчество, если достаточно ввести в программу соответствующие параметры и компьютер через пару секунд выдаст очередную дежурную песню?
 Да я таких дежурных песен, через компьютер могу выдавать по пол-сотни в день, и ещё более загрязнять эфирное пространство дежурной туфтой!
 Но почему практически нет подобных дежурных песен у Окуджавы или Визбора? Почему они отличаются от дежурной туфты оригинальностью звучания?
 Сознаюсь, я раньше тоже писал дежурные песни, и считал это нормой/ну, все так пишут почему бы и мне не поучаствовать!/. Но в один не очень прекрасный момент мне стало просто муторно и противно от всей этой туфты. Я не спец. по комбинаторике, но даже если взять 6!/факториал/, то получится всего 720 перестановок основных аккордов. Кажется много. Но если посмотреть, что варианты этих перестановок изливаются сотнями каждый день, то начинаешь понимать, почему многие песни так похожи друг на друга.
 Ну, что же делать?! Как избавиться от дежурной туфты и написать реально свою оригинальную мелодию к песне?
 Извините за банальность, но давно известно, что музыка без хорошей мелодии/напева/ уже не музыка. Для меня, мелодия/а точнее сказать каденция/ - это завершённая музыкальная форма с определённым чередованием звуков на двух распространённых музыкальных платформах: мажора/2Т-1/2Т-3Т-1/2Т/ и минора/Т-1/2Т- 2Т-1/2Т -2Т/ с определённым ритмическим рисунком. Татарская пентатоника/Т-1,5Т-3Т-1,5Т/ не в счёт, поскольку в европейской музыке практически не используется. И всё! Самое главное и сложное подобрать оригинальную мелодию! А затем уже можно эту мелодию-каденцию в качестве музыкально-ритмического рисунка уложить уже под основные ступени лада: Т/тоника, 1-я ступень/-S/субдоминанта, 4-я ступень/- D/доминанта, 5-я ступень/. Вот тогда уже получается более менее оригинальная мелодия, поскольку число вариаций для построения мелодии гораздо больше, чем примитивная перестановка аккордов в 720 вариантов. Даже классическая музыка часто построена по этому принципу. Такие построения можно услышать у Баха и у Бетховена.
Я знаю, многие свои примитивные мелодии пытаются заглушить невероятными ритмическими рисунками. Нахождение нового необычного ритма даже приводит к созданию целого направления в музыке. Что ж тоже не плохо. Многие из таких песен очень даже популярны, особенно в поп-культуре.

Некоторые заменяют классические аккорды т.н. джазовыми: септ-, кварт-септ аккордами и т.д. с повышенными или пониженными 5-й, 6-й или 7-ступенями лада. Что ж, тоже не плохо. Песни приобретают вполне современное звучание.
 Но имеется масса иных способов создать оригинальную мелодию к своей песне. Иногда достаточно в мелодии поменять лишь ритмический рисунок, и старая мелодия становится практически неузнаваема. Классический пример такой подмены: песня "Молодёжная" из старого фильма "Волга-Волга" Исаака Дунаевского. Этот прославленный советский композитор не гнушался всякими плагиаторскими приёмами, мастерски переделывая уже известные песни в свои практически не узнаваемые "оригиналы". Так песня "Молодёжная" отличается от русской народной песни "По Дону гуляет казак молодой" лишь ритмическим рисунком. Но послушав две эти песни сложно обнаружить здесь плагиат.
 В своё время существовала известная пародийная группа "Бим-Бом", которая великолепно пародировала песни известных советских композиторов/таких как Раймонд Паулс/, как украденные у других оригиналов. Понятно, что таких "хулиганов" мэтры советской песни стерпеть не смогли и группу просто закрыли. Так на основе этой группы была создана всеми известная клоунская группа "Экс-ББ", что означает "не бывшие б...", а "Бывший Бим-Бом". Но талантливых ребят так запугали, что они совершенно поменяли жанр, превратив острые пародии на плагиат в обыкновенную клоунаду.
 Ещё один примитивный способ написания мелодии: подмена известной мелодии из мажора в минор, или наоборот. Не всегда, но срабатывает.
 Но самый хороший, хотя и не совсем чистоплотный, но широко распространённый, и любимый мной способ - это выдёргивание из известной мелодии какого-то небольшого куска, с его дальнейшим преобразованием и построением из выкроенного мелодичного рисунка уже своей оригинальной мелодии. Согласитесь, что как не крути, но элементы творчества здесь на лицо. Конечно, можно выкраивать из различных мелодий куски и скраивать из них уже свою мелодию. Но, лично я такой способ не пробовал. Мне кажется, ничего хорошего, кроме музыкальной пародии здесь получиться не может.
 Таким способом я написал мелодию к своей песне "Как бесконечна ночь" -> http://ya-poyu.ru/song/21924. Я взял и выкроил/не путайте с "выкрал"/ из песни "Quando Pienso En Ti"  любимого мной Хосе Фелисиано кусок, переделал немного ритм, получил драйв и дописал уже свой вариант мелодии известной песни. И попробуйте меня после этого обвинить в плагиате. Попробовать, конечно, можно, но доказать вину не возможно. Так один никому не известный паренёк выложил на ютубе свою песню. Песня многим понравилась собрала много миллионый рейтинг. И только позже обнаружилось, что песня практически подчистую скатана из известного хита самого Майкла Джексона! Майкл Джексон, узнав о том, натравил на паренька своих ну очень дорогих адвокатов. И что же. Джексон суд проиграл! Почему?! Потому что нет юридических критериев, определяющих какая из песен или мелодий является плагиатом.
 Тоже самое касается и авторских прав. Всякий нечистоплотный плагиатор может взять любую мелодию немного видоизменить её, поменяв ритм, или перекроив определённые куски и вот готова новая "оригинальная песня". Как тот герой Сергея Мартинсона из старого фильма "Антон Иванович сердится", переделав практически до неузнаваемости песню "По улице ходила большая крокодила" в душевный романс -> .
 Самого Фелисиано можно обвинить в плагиате. Он вставил во вступительный проигрыш  упомянутой мной песни известную мелодию бразильского классика Вилла Лобоса. "Украденный" мной кусок, оказался выкроен не только мной но и ... группой ДДТ в известной песне "В последнюю осень"
 Вряд ли и ребят из ДДТ можно обвинить в плагиате. Они может быть и слухом не слыхивали о такой песне Фелисиано. Сочинять мелодию - это словно составлять некий музыкальный пазл из ритмично-мелодичных рисунков. И не вина тех, кто смог использовать одни и те же кусочки пазла позже чем некто иной.
 Как-то на уроках сольфеджио в музыкальной школе нам было дано задание сочинить песню на слова Сергея Есенина. И одна наша отличница написала к каким-то стихам Есенина мелодию из песни "Клён ты мой опавший" того же Есенина, но с музыкой уже Пономарёва. Весь класс тихонько хихикал, но наш преподаватель отнёсся к сему плагиату с пониманием. Ведь удивление нашей отличницы было воистину искренним, когда наш преподаватель спел песню "Клён ты мой опавший". Учитель пения объяснил, что услышанная мелодия нередко забывается, но остаётся в подсознании. И когда она всплывает из под сознания, то кажется, что сочинил эту мелодию именно ты.
 Тоже самое случилось и со мной. В детстве я придумал замечательную мелодию, которую напевал весь день. Каково же было моё разочарование, когда я услышал песню "День Победы" Давида Тухманова. Да, мелодия была именно из той песни.
 Удачи всем и творческих успехов в написании оригинальных песен. Ударим по дежурным песням своим талантом и фантазией. УРА!!

Узланер Михаил Торонто 19.05.2015 00:19

Обсуждение  

Смирнов Виктор 12.10.2015 в 02:03

Не надо ни с кем бороться. Конечно, если это не касается кошелька. "Вор должен сидеть в тюрьме", и с этим никто не спорит. А вот подбирать весь этот "музыкальный", с позволения сказать, мусор за бесталанными и ни разу неграмотными деятелями - дело неблагодарное. На своё творчество времени не хватит! Кстати, о времени. С окончания Великой Отечественной войны 70 лет минуло, а песни и военные, и довоенные живы! Там что, всё шедевры сплошные? Первым песням Булата Шалвовича - по 50, 60 лет, а молодёжь на моих концертах их с первой до последней строчки подпевает. И ведь тоже - не Шопен. А теперь (с горечью) перечислю некоторые имена и фамилии: Анатолий Королёв, Эдуард Хиль, Майя Кристалинская, Лариса Мондрус, Галина Ненашева - кто вспомнит этих исполнителей с высочайшей музыкальной культурой, шикарным вокалом (без всяких компьютерных "мулек" - костылей для безголосых) и богатейшим репертуаром. А ярчайшего Олега Анофриева когда последний раз слышали? И это всё - наше недавнее прошлое. Я не "хлещу себя ушами по щекам", да, жалко, но время всё расставит по своим местам. И, вполне может быть, что талантливый плагиат переживёт своего бесцветного оригинального предтечу. Бросаю клич: давайте будем творить (кому Бог дал) честно, в первую очередь отчитываясь перед своей совестью (у кого она есть). А уж, ежли кто по недостатку муз.грамотности сляпает "левака", пусть старшие товаристчи (из-под Торонты) его доброжелательно поправят, чтоб под ним земля горела и впредь неповадно б было! И штоп ни дна ему, ни покрышки, и вовек гонорара не видать! О!

Цитировать
Узланер Михаил 26.05.2015 в 17:21
А через два года услышали Get Back, в которой музыкальная тема куплета нота в ноту повторяла тему заброшенной нами песни П.Коняева, нашего клавишника. Т.е., ранее слышать эту песню мы не могли.

Битловский Get Back? У латвийской группы "Зодиак" есть очень похожая композиция " Рок на льду" http://www.audiopoisk.com/track/zodiac/mp3/rok-na-ldu/, которую я часто люблю наигрывать.
А на счёт "трёх аккордов" могу сказать, что если автор написал замечательные стихи и просто декламирует их под эти три аккорда и народу нравится, то, ради Бога, творческих им успехов. Вокруг Окуджавы веет какая-то невероятная творческая аура. Послушав его песни, получаешь отличный драйв для творчества.
Цитировать
Узланер Михаил 26.05.2015 в 17:02
Может быть, и не так плохо, что не разбираешься в "законах музыки". В этом есть свой плюс. Когда пишешь по "муз. законам" получается слишком академично. А когда сочиняешь от души, то может получиться свежо и оригинально. Ведь когда пишешь по установленным законам, то работает разум. А музыку лучше писать на интуитивном уровне,включив сердце, а не разум.
Хотя шаблоны давят повсюду, и в творчестве тоже. От них никак не избавиться. С каждым прослушиванием очередной песни или мелодии наша голова подспудно забивается очередными порциями кусочков муз. пазла, состоящего из кусков мелодий и ритмов. В этом случае, творчество сводится к оригинальному соединению скопившихся кусочков пазла. И лучше не думать о том, что кто-то уже сложил нечто подобное.
Цитировать
Узланер Михаил 26.05.2015 в 16:51
http://www.youtube.com/watch?v=Zd0GNGtl9vU

Да, "Плагиат-шоу" очень впечатлило. Хотя некоторые из их вещей довольно сложно назвать плагиатом. Скорее, это одинаковые кусочки музыкального пазла у разных авторов мелодий. Плагиат, наверное, начинается с определённой критической массы кусочков муз. пазла, когда совпадают уже целые, довольно внушительные массивы одинаковых музыкальных фрагментов.
Цитировать
Тимиряев Олег 20.05.2015 в 13:33
С подсознательным плагиатом столкнулся где то в четыре года, в голове зазвучала мелодия и пошёл я маршировать вокруг стола, радостный до ушей, долго успокоиться не мог. Проходит дня два и вдруг по радио слышу точно такой же марш, я всем кричу это я придумал, это я придумал, все конечно соглашались. Года три наверно ещё верил в то что это я сочинил, потом подрос и расстроился . А мелодий одинаковых полно, у меня сестра профессиональный музыкант, иногда разбирает мои песенки. по нотам раскладывает и удивляется, порой совершенно разные вещи абсолютно совпадают если их разобрать на части. Может и хорошо что я в этом не разбираюсь, запутался бы во всех этих би молях, мажорах , и ничего бы не делал.
Цитировать
WEIZER 20.05.2015 в 12:35
Нот всего семь, если какие-то их комбинации в разных песнях и похожи между собой, то это еще не плагиат. Так дотошно придираться, все же, не стоит, а то так любую песню «забраковать» можно.
В том, что какие-то элементы музыки совпадают ничего страшного нет . Плагиат требует более общего совпадения.
На самом деле последовательность нот — совсем не главное. Если сыграть их в другом регистре (сильно выше или сильно ниже) и на другом инструменте, то непрофессионал вполне-таки скажет, что мелодия другая, а если ещё и поменять ритм — то и профессионала можно запутать. Между прочим, по ритму узнать мелодию гораздо проще (даже и с немного другими нотами). И даже если простая мелодия, как и набор аккордов, может совпасть, то в случае плагиата воруется, как правило, или песня целиком, или самая главная фишка, типа основного гитарного риффа.
Цитировать
Shur49 20.05.2015 в 11:58
Продуманная и аргументированная статья. Особо отмечу момент "игры разума", игры забывчивого сознания и накрепко запоминающего подсознания))) Поделюсь своими наблюдениями.

К плагиату отношусь неодобрительно, но спокойно. Пусть о нём болит голова у денежкосчётов и юристов. Это их профессиональная сфера деятельности, их хлеб. Плагиат неизбежен. Музыка и началась с попыток подражать элементарным звукам природы, СИГНАЛАМ кенара, привлечь внимание канарейки.

С плагиатом (в его НЕ классическом виде) знаком из личного опыта. В 1967 году наш клавишник написал неплохую музыку, и мне предложили заняться текстом к ней. Написать что-то, типа вступления к концерту, нечто, типа визитной карточки. Ничего из этого не получилось, и мы забросили эту идею. А через два года услышали Get Back, в которой музыкальная тема куплета нота в ноту повторяла тему заброшенной нами песни П.Коняева, нашего клавишника. Т.е., ранее слышать эту песню мы не могли.

Ещё один пример. Мы уже пару лет как поём "Другая река", а нам через некоторое время вежливо намекают на сходство темы с одной из песен "Машины времени". А ещё через несколько лет нам довелось участвовать в совместном проекте с Подгородецким и Маргулисом. Мы, за рюмкой кваса, дружно посмеялись над "плагиатом". Ни нам, ни им и в голову не пришла мысль о "воровстве". Было понятно, что схожесть вызвана схожестью становления наших вкусов, привитой нам одной и той же музыкой ещё в юности, схожестью аппаратной (одних и тех же инструментов), да и социальной средой.

А вот раздел о "трёх аккордах" спорный. Не обвинять же блюзменов в плагиате! Те же три аккорда можно найти и у Кукина, и у Окуджавы... В конечном счёте след о себе оставляют мастера, а не авторы дежурных песен.

Хоть я и высказал сомнения по некоторым пунктам, статью считаю чрезвычайно полезной!

Для себя вопрос решаю просто - не ставлю лайки песням, которые мне кого-то напоминают. Но тех же DP слушаю, хотя и их не без оснований обвиняли в плагиате.
Цитировать
Могач Сергей 20.05.2015 в 01:58
http://www.youtube.com/watch?v=Zd0GNGtl9vU
Цитировать
Обсуждают сейчас ЛЕНТА
12:05Вище неба

Замечательно, хорошее исполнение.

12:01Жизнь - не сказка

Уныло как-то. А что "команда" не лайкает?

11:37Клин клином

Жизненная песня, приятное исполнение, и музыка хорошо тему поддерживает раскрывает. И кстати итог от

11:35Закат

Пронин Виктор, благодарю за отзыв!..

11:34Белый орёл

Спасибо, улыбнулась❤️

11:32Сладких снов

Такая милая песня, скачаю, переслушивать буду. Всё по мне прям.

11:31Гвиневера

Стилизованный звук клависина в интро… классно. Красивый и качественный инструментал, Юра ❤️😘

11:28Праздник Осени

Лёгкая и приятная песня получилась ❤️

11:25Зачем нам жизнь...

Классно👍 откликается в моём мировозрении☺️🔥